Авиация и космонавтика 2004 05-06 | Страница 38 | Онлайн-библиотека
По оценке ведущего инженера Макарова и летчика Степанчонка, серийный самолет Пе-3 нуждался в доработках, важнейшими из которых должны были стать:
– увеличение огневой мощи наступательного вооружения за счет установки пушки ШВАК в дополнение к двум пулеметам БК;
– усиление оборонительного вооружения путем замены турельного ШКАСа штурмана на крупнокалиберный пулемет БТ;
– введение бронирования экипажа спереди и увеличение размеров задней бронеплиты штурмана;
– замена радиостанции РСИ-4 на другую, с большим радиусом действия;
– установка на часть машин фотоаппаратов для использования Пе-3 в качестве разведчика.
Однако все эти изменения невозможно было внедрить в серию немедленно, поэтому самолеты пошли в строевые части в том виде, в каком головной серийный Пе-3 проходил испытания. Всего в 1941 г. построили 196 Пе-3 (16 – в августе, 98 – в сентябре и 82 – в октябре). Кроме того, завод фактически изготовил еще один истребитель – тот самый первый опытный заводской № 391606, но во всех документах, относившихся к августу и сентябрю 1941 г., он проходил как "Пе-2 в варианте истребителя". В ноябре завод эвакуировался в Иркутск, поэтому вплоть до апреля 1942 г. выпуск Пе-3 прекратился.
Изучение возможностей Пе-3 для применения в качестве ночного истребителя производилось силами уральского отделения НИИ ВВС в конце августа – начале сентября 1941 г., а затем испытания продолжили в НИИ АВ. Летчик- испытатель полковник Степанчонок и штурман воентехник 1-го ранга Нос выполнили отстрел всех огневых точек машины и убедились, что пламя выстрелов от пулеметов сильно слепит экипаж. Сетка прицела К8-Т подвижного пулемета штурмана становилась невидимой, и огонь приходилось вести, прицеливаясь по трассе. Специалисты по вооружению отреагировали на замечания быстро и установили на стволы пулеметов пламегасители. Повторные полеты показали, что явление ослепления ночью исчезло.

В ходе испытаний выявилась необходимость в ночных шторках на нижнее остекление кабины, без которых случайное попадание самолета в луч прожектора воспринималось как физический удар по глазам. Шторки были быстро разработаны и установлены. Затем на Пе-3 опробовали (впервые в СССР) ультрафиолетовое освещение в кабине экипажа и фосфоресцирующие составы на шкалах приборов. Все нововведения были рекомендованы к внедрению в серийное производство.
ПЕ-2И
В конце августа 1941 г. конструкторский коллектив завода № 22 в инициативном порядке разработал другой вариант переделки фронтового бомбардировщика Пе-2 в истребитель. Названный Пе-2И (первый с таким наименованием), истребитель заводской № 5/33 (пятый самолет 33-й серии), в отличие от Пе-3, имел значительно более мощное вооружение. На месте бомбоотсека у Пе-2И была смонтирована двухпушечная установка ШВАК с боезапасом по 160 патронов на ствол. Вооружение в носовой части фюзеляжа осталось без изменений и включало по одному пулемету ШКАС и БК. Почти аналогичное наступательное вооружение предполагалось устанавливать на ВИ, от которого оно, вероятно, и было заимствовано. Завод № 39 впоследствии (на Пе-3бис второго варианта) использовал подобную подфюзеляжную установку, но с пулеметами УБК.
Самолет Пе-2И, как и Пе-3, выполнялся двухместным. В кабине стрелка: радиста установили 240-литровый бензобак, а центропланные баки сумели увеличить в объеме на 70 л. Все же суммарная прибавка горючего во внутренних бензобаках оказалась недостаточ
ной для обеспечения требуемой дальности полета 2000 км, поэтому на самолете применили (впервые на Пе-2) подвеску двух дополнительных металлических баков емкостью по 180 л на подцентропланных бомбодержателях. После выработки топлива их можно было сбросить.
Другие переделки машины (снятые тормозные щитки, "истребительная" радиостанция и т.п.) были тождественны примененным на Пе-3. Однако вместо ШКАСа в хвостовом коке на Пе-2И смонтировали неподвижный пулемет БК в обтекателе под фюзеляжем. Ориентированный назад со склонением примерно -5° пулемет располагался под прежней кабиной стрелка. В выводах акта испытаний самолета взамен неподвижной рекомендовалось разработать дистанционно управляемую установку под БК (о которой испытателям было известно из проекта ВИ).
Крупным недостатком самолета Пе- 2И оказалось отсутствие бронезащиты экипажа спереди. Однако установить ее было, в общем-то, несложно, во всяком случае не сложнее, чем на Пе-3. По конструктивно-производственному исполнению Пе-2И оказался более совершенным и обладал перед "конкурентом" 39-го завода определенными преимуществами, особенно в отношении вооружения. Кроме того, Пе-2И продемонстрировал преимущество в скорости (примерно на 10 км/ч) по сравнению с Пе-3 на всех высотах, на 30 с меньше ему требовалось для набора высоты 5000 м.
Впрочем, ОКБ 39 оспорило приведенные заводом № 22 цифры. Оказалось, что их получили, применив "маленькую хитрость". В зачетных полетах па скорость, потолок и скороподъемность Пе-2И летал без подкрыльевых баков (т.е. с уменьшенной массой и лучшей аэродинамикой), а на максимальную дальность – с ними, в то время как Пе-3 испытывался при неизменной взлетной массе и конфигурации.
С целью отработки тактики действий двухмоторных истребителей в ходе испытаний Пе-2И провели ряд учебных воздушных боев с бомбардировщиком, СБ и истребителем МиГ-3. Поединок с СБ показал, что Пе-2И за счет большей скорости полета свободно его догонял и атаковал с любого направления, но имел худшую маневренность в горизонтальной плоскости, поэтому бой на виражах ему был противопоказан. В случае столкновения с истребителем класса МиГ-3 "тройка" попадала в сложное положение. Экипажу двухмоторного истребителя рекомендовали две тактики: атаку на встречных курсах, либо уход от противника с небольшим снижением на полном газу.
Пе-2И не стали запускать в серийное производство. Позднее некоторые идеи, возникшие при его разработке, использовали в конструкции последнего варианта Пе-3, строившегося небольшой серией на заводе № 22 в 1944 г. А сам истребитель заводской № 5/33 передали в одну из строевых частей ВВС.
Пе-3 вступают в бой
В числе первых авиационных частей, получивших на вооружение дальние истребители Пе-3 в августе-сентябре 1941 г., были 40-й, 95-й и 208-й авиационные полки. Как указывалось выше, головные серийные машины поступали в 95-й сбап полковника С.А. Пестова. К этому времени полк имел короткую, но вполне достойную "биографию". Сформированный в апреле 1940 г., 95-й сбап получил на вооружение бомбардировщики СБ 2М-103, но вскоре перевооружился на их пикирующий вариант – самолет Ар-2. В феврале-марте 1941 г. полк первым в ВВС Московского военного округа приступил к переучиванию на новейший пикирующий бомбардировщик Пе-2. Укомплектование производилось машинами 22-го и 39-го заводов. На воздушном параде в Москве, проводившемся 1 мая 1941 г., демонстрировались самолеты Пе-2 именно этого полка.
В начале мая в 95-м сбап начались войсковые испытания новейшего пикировщика. Оставшиеся два месяца перед войной были заполнены боевой учебой. Достаточно сказать, что 15 мая впервые производились ночные полеты на Пе-2, а на 22 июня (воскресенье) намечались соревнования по стрельбе из пулеметов ШКАС. Вместо соревнований полк подняли по боевой тревоге.
В момент нападения Германии на Советский Союз 95-й сбап базировался в глубине страны на аэродроме Калинин, поэтому он не испытал на себе тех сокрушительных ударов, которые обрушились на многие бомбардировочные полки приграничных военных округов в первые дни войны. Подготовка личного состава полка была в целом выше, чем у других частей, приступивших к освоению новых бомбардировщиков в мае- июне 1941 г. После выполнения нескольких разведывательных полетов, 6 июля 95-й сбап отправился па фронт и был включен в состав ВВС Западного фронта. Обстановка там оказалась тяжелой. Большую часть боевых вылетов бомбардировщики полка выполняли без истребительного прикрытия. Только 11 июля с заданий не вернулись пять экипажей, а к 23 июля в эскадрилье капитана А. Жатькова остались всего три исправные машины. В этот день остатки эскадрильи, ведомые своим командиром, совершили последний боевой вылет на штурмовку и бомбометание в район Ярцево.