О признаках понятия «плагиат» в авторском праве | Страница 6 | Онлайн-библиотека


Выбрать главу

Многие исследователи, как мы видели, допускают присвоение права авторства, но при этом оставляют без ответа вопрос, каким образом происходит присвоение авторства Этого не объясняет никто из ученых, полагающих, что плагиат – это присвоение авторства, и, как нам думается, это объяснить невозможно. По крайней мере нам довольно трудно понять, в каком виде можно представить себе присвоение авторства как идеальной категории.

Тем не менее попробуем ответить на вопрос, может ли право авторства быть предметом присвоения.

Отношения по поводу авторства на созданные произведения регулируются ст. 1257 ГК РФ, которой установлено, что «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано». Создание произведения является основанием возникновения абсолютного правоотношения – совокупности прав автора, включая право авторства, которому корреспондирует обязанность любого и каждого – «всего мира» (П. Эртманн), противостоящих автору, не нарушать это право. Иначе говоря, они «не могут заявлять о своем авторстве и совершать действия, на которые уполномочен автор».

Право авторства определяется в п. 1 ст. 1265 ГК РФ как «право признаваться автором произведения». Из норм, содержащихся в ст. 1228, п. 2 ст. 1255, ст. 1257, п. 1 ст. 1265 ГК РФ, можно вывести, что право авторства – это (1) личное неимущественное субъективное право, которое (2) неотчуждаемо и непередаваемо и (3) принадлежит гражданину, творческим трудом которого создано произведение (автору).

На наш взгляд, удачное определение права авторства содержит Гражданский кодекс Республики Беларусь: «Право авторства (право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности)… может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности» (и. 3 ст. 982). Определение, как видим, содержит прямое указание на то, что право авторства может принадлежать только создателю результата интеллектуальной деятельности.

Право авторства возникает в связи с наступлением определенного юридического факта – создания произведения (поди. 5 и. 1 ст. 8 ГК РФ) и может быть осуществлено автором в течение его жизни, т. е. совсем необязательно в момент создания произведения.

Надо, пожалуй, обратить внимание на то, что одновременно – в момент создания произведения – возникают иные личные неимущественные и имущественные права автора на произведение. Указание на это содержится в норме закона (ст. 1226, 1255 ГК РФ). Поэтому нельзя согласиться с тем, что право авторства первородно, т. е. «влечет возникновение других имущественных и неимущественных прав автора»; «является основой для всех остальных авторских прав»; «считается важнейшим, так как остальные авторские права производны от него», – многие, как видим, придерживаются этого мнения.

Но спрашивается: на чем основан такой взгляд? Ведь «субъективные права… не могут в то же время являться юридическими фактами, из которых возникают другие субъективные права», поэтому «все авторские права являются производными не от права авторства, а от творческого акта создания произведения лицом, которое именуется автором». Эти доводы убедительны и находят поддержку в цивилистической литературе.

Итак, видится несомненным, что «автору с момента выражения произведения в объективной форме принадлежит комплекс авторских прав: личные неимущественные права… и имущественные права…».

Право авторства «есть право устанавливать связь произведения с автором», представляет собой меру возможного поведения автора, т. е. состоит в возможности признания себя автором созданного произведения.

Таким образом, положительное содержание права авторства – это юридически обеспеченная возможность признать (объявить) себя автором созданного произведения, которая осуществляется собственными действиями автора – «своей волей и в своем интересе» (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Можно согласиться с тем, что «лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения [курсив мой. – В.В.]», что «право авторства состоит в возможности признаваться автором произведения всеми другими лицами, организациями, государством (ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах», ст. 9 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»)».

Но нужно заметить, что речь идет именно о возможности, а не о необходимости объявить о своем авторстве всему обществу, так как кроме признания создателя произведения о том, что он является его автором, совсем не требуется еще и объявление о своем авторстве на созданное произведение некоторому кругу лиц или всему обществу.

Практика жизни показывает, что произведения многих авторов долгое время не были обнародованы, но из этого не следует, что права на них не были защищены законом, в том числе и право авторства. Поэтому именно творец, а не общество осуществляет признание авторства на созданное им произведение.

Нелишним, полагаем, будет заметить, что речь идет именно о праве, а не об обязанности признать себя автором созданного произведения. Так, к примеру, А.С. Пушкин, сочинив поэму «Гаврилиада», по тому времени произведение достаточно дерзостное в отношении религии, категорически отказывался от авторства. Более того, он даже пытался в письме к П. Вяземскому приписать «чужие проказы» покойному на тот момент Д.П. Горчакову. Лишь в личном письме Николаю I, считая написание поэмы «столь же постыдным, как и преступным», А.С. Пушкин сделал признание: «Объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году».

Из этого примера можно заключить, что пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве, закон его автором не считает, как бы публика ни приписывала ему авторство. Думается, что по этой причине Н.В. Гоголь и объявил, что все, что было в рукописях, им сожжено как бессильное и мертвое, «а потому, если бы кто-нибудь стал выдавать что-либо под моим именем, прошу считать это презренным подлогом».

Если авторство на произведение никем не признано, то в этом случае любое лицо может использовать это произведение или целиком, или частично в своем произведении и это не будет являться плагиатом, так как никем не заявлено право авторства на него и, значит, произведение не имеет правовой защиты.

Второе правомочие (отрицательное), составляющее право авторства, – это «правомочие автора требовать признания со стороны других лиц того факта, что именно он является автором произведения», которое «реализуется не действиями автора, а исполнением определенной обязанности третьими лицами». Считается, и это следует признать верным, что «пассивная обязанность третьих лиц признавать чужое авторство состоит прежде всего в соблюдении запрета совершать плагиат», «в воздержании от плагиата», т. е. в необъявлении себя автором чужого произведения.

Исходя из этого, на наш взгляд, было бы неверным сводить содержание права авторства только к одному негативному правомочию, т. е. утверждать, что право авторства – это «право требовать признания факта создания произведения лицом, его создавшим (автором), включая право быть указанным в качестве автора на произведении либо в связи с его использованием в приемлемой для автора форме».

Обязанность «любого и каждого» кроме пассивной имеет и активную составляющую – обязанность в каждом случае использования произведения указывать его автора, т. е. признание авторства совершается и активными действиями третьих лиц. Именно об этом говорится в и. 1 ст. 1274 ГК РФ, правила которой допускают цитирование без согласия автора, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Как разъяснил по одному делу суд, «цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора…». Под этим понимается «включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора. В частности, как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства. К последним относятся произведения живописи, графики, дизайна» (определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 78-Г03-77). Как видим, суд под цитированием понимает заимствование части произведения, которое, при условии соблюдения требований, содержащихся в ст. 1274 ГК РФ, является правомерным.

6